Новости
Главная / Статьи / Я геймер! (А ты геймер?) / Игромания: болезнь XXI Века

Игромания: болезнь XXI Века

Вчера один мой знакомый, человек неглупый и неплохо зарабатывающий, с гордостью сообщил, что наконец-то «соскочил с «Линейки»». Это было первым, что он сделал, получив должность начальника отдела. Смешно? Ничего подобного. Попытки «соскочить» заняли у него целых три года. За это время он дважды бросал курить, сменил пять девушек, два ноутбука и сделал одно предложение.


По различным данным, в России, от 1 до 2-х процентов населения являются азартными игроками. На первый взгляд в процентном выражении доля не великая. Однако при поголовном подсчете ситуация уже не кажется такой уж невинной: для города-миллионника количество играющих колеблется от 50 до 100 тыс. человек, только единицы из которых осознают, что не могут самостоятельно справиться с этой проблемой, а многие и вовсе не отдают себе отчета в том, что больны. По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся на стадии психологической зависимости.

Психологи говорят, что по большому счету нет никакой разницы, от чего ты зависим, от сигарет, от алкоголя или от игры. Равно как нет никакой разницы, на какой игре «зависнуть»: игровые автоматы, ролевые игры в лесу или компьютерные игры, - они имеют одни и те же корни. В определенном смысле зависимость от игры, особенно если она не связана с тратой денег, из всех зависимостей самая социально непорицаемая. Почему же психологи во всем мире бьют тревогу именно по ее поводу?

Может быть, причина в том, что любую другую зависимость окружающие, да и сами зависимые способны достаточно быстро диагностировать и предпринять шаги по решению проблемы? Может, дело в том, что любой вид работы на компьютере современным обществом поощряется и приветствуется? Может быть, дело в том, что сегодня компьютер стал абсолютно бытовым устройством и есть практически в каждом доме?

Игромания протекает незаметно до тех пор, пока лечиться самостоятельно станет совсем невозможно. Сначала человек уходит в игру от стресса. Здесь он царь, бог и прокаченный вояка. Здесь он живет простыми радостями: собрать ресурсы, сразиться, поесть, сказать «привет» в чате. Некоторые даже женятся и заводят виртуальные семьи. Все очень просто, понятно и стабильно. И это не проблема. Проблема начинается тогда, когда виртуальная жизнь выходит на первый план: игра заменяет работу, виртуальная семья - настоящую семью, а успехи персонажа оказываются важнее успехов самого человека. На этом рушатся карьеры, семьи и сам человек.



У некоторых зависимых при отказе от игры наблюдается абстинентный синдром, выражающийся в том, что они начинают дрожать, потеть, теряют внятность речи и испытывают головокружение и тошноту. Тем, кто хоть раз бросал курить, эти симптомы хорошо знакомы. Ты чувствуешь себя так, что никакие угрызения совести, никакие упреки не способны тебя остановить: ты понимаешь, что или закуришь или умрешь тут же, или, что хуже, превратишься в смутно напоминающее человека существо, и уж лучше сигарета, чем такая перспектива. Так вот, человек зависимый от игры испытывает те же самые ощущения. Добавьте к этому физические нарушения, возникающие от долгого сидения за компьютером: сухость в глазах, проблемы со зрением, головные боли, боли в спине, нарушение осанки, туннельное поражение в отдельных мышцах и нервных стволах рук, - и получите ту еще перспективу.

Наиболее «подсаживающими» психологи называют ролевые игры. Но не стоит обольщаться – подсесть можно и на самый обычный пасьянс и любую головоломку. И дело тут вовсе не в играх, дело – в тебе. Ты либо бежишь от реальности, либо нет. И в этом смысле любовь к мечтам и планам ничуть не отличается от того же WarCraft-а. Помните сказку про премудрую дочь мельника, которая, спускаясь в погреб за вином, увидела шатающийся камень в ступенях и разрыдалась, представляя, как ее сын станет спускаться за вином, споткнется и сломает себе шею. Заметим, что девица была не замужем и пока еще бездетная.

Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем для ее формирования требуется не более года.

Специалисты выделяют четыре стадии развития зависимости от компьютерных игр. Первая – это стадия легкой увлеченности: человеку начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

На второй стадии (стадия увлеченности) игра становится потребностью. На третью переходят только 10-14% игроков (большинство сразу переходят на четвертую), ее называют стадией психологической зависимости. На четвертой стадии происходит угасание игровой активности человека – увлечение игрой переходит в стадию нормы. Человек держит дистанцию, однако полностью отказаться от игры не может. Эта стадия может длиться очень долго, в отдельных случаях – всю жизнь.

Итак, вот несколько признаков, при наличии которых следует начать действовать: нежелание отвлекаться от игры и последующее раздражение, когда игрок забывает о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу компьютера; ощущение эмоционального подъема во время игры; когда игра становится основной темой для обсуждения.

Если вы заметили у себя хоть один из этих признаков, значит, вы не игрозависимы (в противном случае вы бы ни за что себе в этом не признались). Спокойно и без паники! Отлучаете себя от любимой игры на несколько дней и следите за последующей реакцией. Если чувствуете, что вас неудержимо тянет прекратить это безобразие, хватайте телефон, звоните друзьям, отправляйтесь на природу, в парк, в бар, - куда угодно и делайте то, что вам по душе. Только не переусердствуйте, помните, что очень просто приобрести зависимость, особенно пытаясь избавиться от другой. Примите, что впадать в крайности – это ваша черта, и не усугубляйте ее.

Другое дело, если вы заметили, что ваш друг, родственник или коллега часами сидит за игрой. Для начала уточните, понимает ли он сам, что происходит. Постарайтесь вытащить его в «реальную» реальность, показать его значимость, просто поговорите о нем самом.


Зачастую, основная причина побега от реальности – неуверенность в себе и своем положении, поэтому лечить нужно не зависимость, а отношение человека к самому себе. Быть зависимыми от зависимостей – это наша повседневная жизнь. На место плохих и порицаемых привычек (алкоголь, сигареты, наркотики) приходят хорошие и правильные (здоровой образ жизни, карьеризм и благосостояние), которые, в конечном счете, обращаются против нас такими заболеваниями, как анорексия, трудоголизм, игромания, Интернет-зависимость, алчность (или ее обратная сторона – шопоголизм). Вероятно, в природе человека заложено впадать в крайности. Поэтому мы желаем вам, в первую очередь, чувства юмора, а во вторую – делить свои желания на два, ну или хотя бы отдавать из них законные 13% на душевную гармонию. В общем, не переусердствуйте и будьте здоровы.


Автор: Наталья Бокарева
19 апреля 2007
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника